16.08.2011

Гостиничный бизнес: от постоялых дворов до «пяти звезд»

Гостеприимство – понятие, появившееся еще на заре развития человеческой организации. Трансформируясь на протяжении длительного времени, оно, в конце концов, дошло до наших дней, став предметом хорошего заработка.

Понятие гостиница восходит  к латинскому своему эквиваленту  «hostеl»  или же к  англо-саксонскому «hospitality»  (в переводе «гостеприимство»).

Вообще же первые гостиницы, т.е.  места для ночлега иногородних  путешественников, появились в Древнем Риме (50-й год д.н.э.). Государство,  в котором с особой силой развивались торговые отношения с большим  количеством торгующего  же люда. Услугами постоялых  дворов пользовались в большинстве своем  купцы. 

Располагались «прародительницы» гостиниц по главным дорогам на расстоянии не более  25  миль  друг от  друга. Однако, на их территории действовал, говоря современным языком, «фейс-контроль». Остановиться в них можно было только  при предъявлении специального документа, выписанного правительством.  Между тем, бумага, подтверждающая  особый статус ее владельца, довольно часто подделывалась предприимчивыми постояльцами. Кстати, бронирование номеров тогда также имело место. В то  же время заранее заказывали номер  лишь государственные чиновники, вернее их подчиненные. А вот  постояльцам прочих статусов приходилось  справляться собственными силами на месте.

С наступлением  упадка Римской Империи пришла в упадок и гостиничная индустрия, обретя новый виток развития лишь с приходом позднего Средневековья.

Не последнюю роль в развитии гостиничного  бизнеса сыграла и средневековая Англия. В частности после 1066  года с завоеванием  государства норманнами  здесь значительно возросло  число  путешественников. Первыми постоялыми  дворами попросту были  частные  дома.  Затем подобный подход изжил себя, поскольку велика была доля конкуренции.  В Англии также стали открываться крупные  постоялые дворы. Однако нередко постояльцев принимали и замки, и  монастыри. 

Американские постоялые дворы копировали во многом хозяйственные  тонкости  дворов и таверн  Англии. Ведь именно  английский подход к гостиничному бизнесу являлся  эталоном в этом деле.

Между тем  первая гостиница в классическом ее понимании  была построена во французском городе Нанте в конце 18 века. Объект был рассчитан на 60 койко-мест и  носил название «Отель Гениха IV».

С появлением развитой дорожной инфраструктуры  в цивилизованном мире,  в частности с развитием сети железных дорог,  в гостиничной индустрии стал  меняться ряд вещей. Отели и гостиницы стали строиться ближе к вокзалам.  А в 1925 году в 200 милях от Лос-Анджелеса появилась первая гостиница для постояльцев-владельцев авто с предусмотренными гаражами.

Вторая мировая война значительно притормозила развитие гостиничного  бизнеса и строительства как в Европе, так и  Америке.  Лишь после 1950 года гостиничное дело набирает новые обороты.  Из частных  предприятий гостиницы перебираются в разряд  объектов современной индустрии. Они работают, находясь в самых  различных формах  собственности – от партнерства до управления по контракту.

В настоящее время развитие гостиничного  бизнеса связывается, прежде всего, с процессами глобализации и развитием международных гостиничных  корпораций.


Назад