20.07.2011

Чаевые: кому и зачем

Чаевые - своего рода признак вежливости клиента и жест щедрости одновременно.

По одной из версий, традиция давать на чай появилась в 18 веке в Англии. Хозяева кофеен открывали своеобразный банк щедрости в своих заведениях: на барных стойках они выставляли специальные банки с весьма недвусмысленной шутливой фразой. Для обеспечения расторопности». Таким образом, клиент как бы сам стимулировал хорошую работу обслуживающего персонала.

Данный принцип действия денежного рычагаработает и по сию пору. В России, например, до 90% взрослого населения оставляют на чай.

Если рассуждать объективно, то в такой благодарности человеку (будь то официант, горничная или носильщик), который хорошо выполнил свою работу, ничего противоестественного нет.

Деньги - явление желанное многими и, казалось бы, проблем с тем как и в каком размере дать чаевые, возникать не должно. Однако нередко мы, впервые сталкиваясь с подобной благодарностью обслуживающему персоналу, испытываем определенного рода неловкость.

Итак, какие же существуют правила чаевых?

Раздавать чаевые, как заграницей, так и у нас, в тех же отелях на отечественных курортах, можно практически на каждом углу. Все зависит от щедрости клиента.

Обслуживание в гостинице. Горничные, официанты, носильщики, швейцары, метрдотели- на; чай можно давать каждому из них. Так, например, хороший повод к доплате за услуги, если носильщик несет все ваши вещи в номер, а затем по вашему указанию ставит их в нужном месте.

Рестораны. В части подобных заведений в счет уже включается строчка за обслуживание (tip, service compris, servizio e coperto). В других же случаях, когда таковых пометок в счете нет, на чай следует оставлять 10-15% от всей суммы заказа. Оплата чаевых происходит после того, какофициант возвращает вам суммусо сдачи.

К слову сказать, чаевыми можно не только отблагодарить, но и наказать. Так, если вам не понравилось обслуживание, то в качестве оплаты за услуги, можно оставить несколько мелких монет.

Вообще же минимальная сумма, которой может быть оплачена услуга персонала, в любой точке планеты - это стоимость самой маленькой купюрыв той или иной стране. Так, для России она составляет 10 рублей.

Чаевые выгодны не только для того, кто обслуживает своего клиента, но также и для тех, кто является заказчиком услуг. Все потраченные средства окупятся усердностью обслуживающего персонала.


Назад